I этап сестринского процесса включает в себя процесс оценки ситуации методом сестринского обследования, который состоит из следующих моментов:

•    сбора необходимой информации о пациенте, субъективных, объективных данных;
•    оценки психосоциальной ситуации, в которой находится пациент;
•    определение факторов риска, данных об окружающей среде, влияющих на состояние здоровья;
•    анализа собранной информации с целью определения потребностей пациента в уходе.
Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни

(Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

 

Основные потребности человека по А. Маслоу:

II    этап сестринское диагностирование или определение проблем пациента в уходе - включает в себя:
•    определение настоящих (явных) и потенциальных (скрытых) проблем пациента и его потребности в уходе;
•    разработку первоочередных задач ухода, определение приоритетных проблем (сестринских диагнозов), требующих немедленного решения;
•    обсуждение с пациентом, где это возможно, его выявленных проблем, неудовлетворенных потребностей и намеченных приоритетов.

III    этап планирование необходимой помощи  включает в себя:
•    постановку целей (краткосрочных, долгосрочных);
•    определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода;
•    определение типов сестринских вмешательств, оказываемых пациенту (зависимых, взаимозависимых, независимых);
•    планирование таких вмешательств, которое рекомендуется осуществлять с использованием следующих методов:
1.    Оказание доврачебной помощи.
2.    Выполнение врачебных назначений*
3.    Создание комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей.
4.    Оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье.
5.    Выполнение технических манипуляций, процедур.
6.    Осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья.

1. Организация обучения проведения бесед и консультирования пациента и членов его семьи.
•    обсуждение с пациентом плана ухода;
•    знакомство с планом ухода тех, кто осуществляет сестринский уход.

IV    этап - реализация плана ухода.
Этот этап требует - координации сестринских услуг в соответствии с согласованным планом, принятия решений, когда становится ясно, что поставленная цель не может быть достигнута из-за каких-либо проблем.
Логическое обоснование этого этапа базируется на оказании помощи по удовлетворению потребностей пациента и ссылке на знания, умения, навыки, которыми обладают медицинские сестры и все, кто участвует в реализации плана.

Особое место в реализации плана занимают те пункты, которые включают беседы с пациентом и его родственниками, обучение их элементам ухода,

V    этап - итоговая оценка сестринского ухода, оценка результатов - включает в себя:
•    сравнение достигнутого результата с запланированной целью;
•    оценку эффективности запланированного вмешательства;
•    дальнейшую оценку и планирование, если желаемые результаты не достигнуты;
•    критический анализ всех этапов сестринского процесса и внесение необходимых поправок.

Роль координатора должна выполнять опытная, высококвалифицированная медицинская сестра.

Сестринский процесс документируется в соответствующей истории или карте наблюдения и ухода по определенной форме, которую определяют и утверждают сами сестры.