В последние годы в России возник новый взгляд на сестринское дело. Обосновывается российская модель, стержнем которой является сестринский процесс. Развернута работа по обеспечению высокого качества ухода.

Принят новый Государственный образовательный стандарт по одноименной специальности.

Сегодня медицинским работникам необходимы современные знания в области философии и теории сестринского дела; общения, знания педагогики, психологии, а также знания современных требований санитарно противоэпидемического режима лечебнопрофилактических учреждений, умения выполнять манипуляции (процедуры) в точном соответствии с современными требованиями. Приказом Минздрава России от 31 декабря 1997 г. № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации" было принято решение разработать и внедрить в установленном порядке медико технологические протоколы сестринских манипуляций.

Суть современного подхода, состоит в использовании стандартов практики, опираясь на которые медицинская сестра сможет квалифицированно оказывать помощь и уход.

Медицинская сестра обязана знать общие принципы организации своего ухода в рамках рабочего процесса.


Сестринский процесс - это научный метод практики, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих при этом проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Он несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении. Вся ее деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей пациента в уходе, поддержании и восстановление независимости пациента.

Это потребует от медицинской сестры не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход на основе стандартов рабочей практики.

Этот процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела.

Все концептуальные модели (Орем, Рой, Хендерсон, Джонсон и др.) включают в себя четыре аспекта:
1)    пациент,
2)    сестринское дело,
3)    окружающая среда,
4)    здоровье.

Модель содержит ценности, лежащие в основе сестринского дела, взгляды на здоровье, роли, функции, задачи, способы определения потребности человека при уходе, определяет границы сферы ее деятельности и создается сестрами для конкретных рабочих ситуаций.

В рамках Европейского региона ВОЗ сестрам, которые планируют применять этот процесс, рекомендуется использовать модель, предложенную Вирджинией Хендерсон, основанную с учетом физиологических, психологических и социальных потребностей, оцениваемых медицинскими сестрами.

По мнению госпожи Хендерсон, существует 14 видов, повседневной деятельности, на каждый из которых влияют социальные, культурные и экономические условия жизни человека.